Тревога и Ее Польза

 

О том, что низкая самооценка может значительно навредить жизни, известно всем. А вот о том, как она защищает, говорят не так много. В принципе, о самооценке принято говорить как о каком-то искусственном конструкте, который можно регулировать самоубеждением, терапией, или хороших детством. Это не так. И хотя под термином “самооценка” может скрывается много других понятий (количество и интенсивность позитивных эмоций, ощущение силы и могущества, решимость действовать в своих интересах и отстаивать свои права, захватывать новые территории), можно рассмотреть один из показателей самооценки, уровень серотонина.

Уже у простейших ракообразных, омаров, нервная система оперирует на серотонине. Серотонин – это нейротрансмиттер, одним из эффектов которого есть субъективное ощущение удовольствия и радости. Омары, ракообразные, которые живут на земле около 360 миллионов лет, существуют в иерархиях. Верхушка иерархии получает доступ к самкам (вернее, самки сами предлагают себя им), еде, и территории. Низ иерархии находится в постоянном страхе атаки и если и получает какие-то блага, то случайно и быстро, пока не отняли. Чем выше омар в иерархии, тем больше серотонина доступно его нервной системе, тем лучше он себя чувствует, тем менее он чувствителен к страху и боли. Как можно догадаться, внизу пирамиды иерархии картинка противоположна. Важно, что не серотонин определяет место в иерархии, а наоборот, иерархия определяет доступность серотонина. Пример омаров демонстративен не только из-за своей простоты, но еще и потому что он показывает биологическую основу иерархии, а именно зависимость субъективного ощущения радости и благополучия от социального статуса.

Вопрос: зависит ли положение омара в иерархии от доступности серотонина в нервной системе, зависит ли его власть в группе от самооценки? В какой-то мере да, ведь ощущение силы и нечувствительность к боли действительно могут подтолкнуть омара атаковать других, более высоких в иерархии омаров, или более агрессивно защититься от их атак, и таким образом продвинуться выше по примитивной омарской социальной лестнице. Вероятность такого исхода небольшая. Скорее всего, если омар оказался так низко, на то были причины. Он может быть слабее чем другие омары, или менее выносливее. При таком раскладе, ему лучше не бороться с другими, а избегать их. Таким образом, недостаток желания и энергии защищает омаров от непосильных ему действий. По аналогии, находящиеся внизу социальной иерархии люди тоже испытывают тревогу и страх, и их возможности к расширению сферы влияния ограничены. Когда человека обвиняют в том, что он боится бросить офисную работу и попробовать себя в бизнесе, редко приходят к выводу, что его страх оправдан. Возможно ему и правда будет тяжело найти новую работу, или у него нет необходимого задора для ведения бизнеса, и тогда его страх выполняет функцию защиты (что и есть биологическая функция страха). Страх и тревога – это не всегда результат плохого детства. Это может быть объективное отображение реальности.

Значит ли это, что прислушиваться к страху стоит всегда? Прислушиваться, да. Стоит ли прекращать попытки к действию, отказываться от амбиций, и “не рыпаться”? Все сложнее. По нескольким причинам. Самая очевидная – люди не омары. Да, наша нервная система функционирует на серотонине, равно как и нервная система омаров, но она несравнимо сложнее. Помимо биологической основы, социальная иерархия у людей базируется не только на физической силе, и даже по большому счету не на физической силе, а на интеллектуальных возможностях, предприимчивости, умении заводить связи, умении располагать к себе людей. Это значит, что реальность может быстро измениться, и если человек родился в бедной семье в деревне, но активно учился новым знаниям и умениям (в том числе и социальным), уже в 25 он может оказаться на много ступенек выше.

Важно понимать, что страх и тревога – это не просто самопроизвольно возникающие чувства. Неправильно ходить к терапевту годами и пытаться избавиться от тревоги, не предпринимая попыток изменить свою жизнь и оказаться там, где будет больше силы и возможностей. Это одно из последствий неправильного понимания терапии, как процесса избавления от негативных эмоций как таковых. Правильным здесь было бы принять чувство тревоги и прожить его, принять его адекватность (начать доверять своим эмоциям), оценить свои возможности, и двинуться в сторону большей силы.

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s